Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie

Профилактика нарушений письма и чтения у детей

Профилактика нарушений письма и чтения у детей

 

Профилактика нарушений письма и чтения у детей

 

Совсем скоро придет день, когда ваш ребенок переступит порог школы. Вы уже сейчас можете многое сделать для того, чтобы облегчить ему первые, самые трудные шаги в школе, а именно, взятие рубежа под названием «грамота».

Дети на протяжении всего дошкольного возраста усваивают необходимый словарный запас, овладевают грамматическими формами и приобретают готовность  к овладению звуковым анализом слов. Несформированность этих операций может привести к нарушениям письма и чтения.

Только  при  чётком,  правильном  произношении,  возможно,   обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей  буквой.  Заучивание  букв, когда их названия воспроизводятся неправильно,  способствует  закреплению  у ребёнка существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им  письменной речи. Поэтому, очень важно устранить все имеющиеся дефекты до начала школьного обучения.

Но и те дети, которые произносят все звуки правильно не всегда   достаточно хорошо  различают их на слух, особенно так называемые близкие по звучанию (например, о-у, т-д, м-н , с-ш, л-р и т.п.), т.е. у них недостаточно развит фонематический слух.

С умением различать близкие звуки тесно связано развитие навыков фонематического анализа и синтеза, т. е. умение делить слово на звуки, определять их порядок, соединять слово из звуков. Часто при обучении детей чтению большое внимание уделяется запоминанию детьми образа буквы, слиянию и чтению, в то время как фонематическому (звуковому) анализу и синтезу уделяется мало внимания. Но навык чтения формируется у ребенка только после овладения этими навыками. Ребенок должен усвоить, что предложения состоят из слов, слова – из слогов и звуков, расположенной в определенной последовательности. К.Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуковое строение слова.

    При обучении чтению детей, занятия  с  которыми  велись  без  учёта  указанных факторов, могут возникнуть следующие наиболее типичные ошибки:

     - трудности слияния звуков в слоги и слова;

     - взаимные замены близких  согласных        звуков (свистящих –  шипящих, твёрдых – мягких, звонких – глухих). Например: солнце – «солнсе»;

     - побуквенное чтение (Р, Ы, Б, А)

     - искажение слоговой структуры слов (сковорода – «скорода»);

     - слишком медленный темп чтения;

     - нарушения понимания прочитанного.

    К числу типичных недостатков письма у таких детей относятся:

     - замены букв, указывающие на неспособность различать близкие звуки

     - пропуски гласных;

     - пропуски согласных в их стечении: весна – «вена»;

     - слияние слов на письме (сосны иели, кругомтихо);

     - раздельное написание частей одного слова (и дет, с тена);

     - пропуски, наращения или перестановки слогов;

     - орфографические ошибки.

В наших силах помочь детям избежать этих проблем, не дожидаясь поступления ребенка в школу.

Для развития фонематического слуха можно использовать следующие упражнения:

·         Обратите внимание ребенка на звуки, которые его окружают. Пусть определит на слух, что вы сделали: постучали карандашом, смяли лист бумаги, играли на музыкальном инструменте. Пусть определит по издаваемому звуку, какая крупа насыпана в банке. Если задания на различение неречевых звуков выполняются легко и без ошибок можно перейти к играм со звуками.

·         Игра «Поймай звук» Попросите ребенка хлопнуть в ладоши (топнуть, присесть ), когда он услышит заданный звук.

·         Попросите ребенка найти ошибки – определить, правильно или неправильно вы произнесли слов: («бячик» – мячик, «сляпа» - шляпа).

  Для формирования навыков фонематического анализа и синтеза  подойдут следующие игры и упражнения:

·         Назвать, какой звук есть в названиях нескольких картинок (н-р, шапка, карандаш, подушка – [ш])

·         Называя картинки, попросите определить какой звук первый, какой последний, какой в серединке.

·         Игра «Закончи слово» Попросите ребенка закончить слово определенным звуком: самоле..т, вертоле..т, или слогом: гу..ба, шу..ба, ры..ба

·         Предложите ребенку поменять один звук в слове, и посмотреть, что получится: сам –сом –сон –сын.

Кроме этого, важное значение имеет объем словарного запаса: не понимая значения отдельных слов, ребенок искажает, пропускает или заменяет его. Слова, постоянно пополняющие словарь ребенка, извлекаются из речи окружающих,  из наблюдений ребенка. Можно предложить следующие игры на обогащение словарного запаса:

·         «Подбери слово». Например, Щука плавает, а снегирь…; Гусеница ползает, а заяц… Журавль курлыкает, а ворона…и т.д.

·         «Дополни предложение». Мы устали, потому что… Я удивился, потому что…

·         «Загадки» Сумка для школьных принадлежностей…(портфель),  Детеныш свиньи…(поросенок), Учреждение, в которое больные приходят на прием к врачу….(поликлиника).

·         Назвать, из каких частей состоит предмет: дом (крыша, стены, дверь, окно, труба); чайник (носик, ручка, крышка); куртка (рукава, воротник, карман, полы).

·         «Назови одним словом» белка, волк лиса – дикие животные.

·         «Скажи наоборот». Добрый  - злой, твердый – мягкий; птица летит высоко, а комар…; летом жарко, а зимой…; заяц прыгает, а ласточка …, свинья хрюкает, а корова…( использовать различные части речи).

Еще одна причина нарушений письма и чтения - недостаточная сформированность грамматического строя речи. Это приводит к пропуску или неправильному употреблению предлогов, ошибкам в выборе окончаний, неправильному образованию слов. Игры на развитие грамматического строя речи:

·         «Назови профессию» кто ухаживает за лесом – лесник; а за садом – садовник. (также дети учатся подбирать однокоренные слова)

·         Обратите внимание на использование ребенком предлогов в речи: не пропускает ли их, правильно ли использует, понимает ли их значение. Для этого попросите его выполнить несложные инструкции: например, достань карандаш из-под книжки, вынь картинку из-за зеркала. Затем предложите ребенку ответить на такие вопросы: Откуда я достала ручку? (из-под стола). Обратите внимание, что к этому возрасту дети уже используют в речи сложные предлоги: из-под, из-за.

·         Обращайте внимание на употребление окончаний: красная сумка, а яблоко – красное и т.п.

·         Игры на изменение форм глаголов: Посмотри, что делают дети? (бегают), а как бы ты сказал про себя? (бегаю), а если бы это было вчера? (бегал)

·         «Большой – маленький». Большой стол, а маленький – столик, большой стул, а маленький – стульчик.

·         «Скажи, какой» Стол из дерева – деревянный, сумка из кожи – кожаная.

И последним важным условием для овладения чтением и письмом является сформированность пространственной ориентировки. Ребенок должен хорошо различать такие понятия как: сверху, снизу, справа, слева, впереди, сзади, что за чем. Это необходимо, чтобы быстро запомнить начертание буквы, не путать близкие по написанию буквы и расставлять их в слове в нужной последовательности. Полезно выучить с детьми порядок времен года, дней недели, называть их не только по порядку, но и отвечать на такие вопросы, как: «Какой первый (последний) день недели? Что будет после осени? Что бывает перед летом? Какой день недели между вторником и четвергом? Для начала можно использовать игрушки или карточки. Это поможет детям научиться определять порядок звуков, а значит и букв в слове.

Перед тем, как выучить буквы и научиться писать и читать детям необходимо подготовится к этому сложному умению. А мы должны им в этом помочь.