Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie

Готовность ребенка к обучению грамоте

Готовность ребенка к обучению грамоте

Ваш ребенок осенью пойдет в школу. Это очень ответственный этап в его жизни: появятся новые обязанности, откроются новые горизонты. Ребенок, как капитан дальнего плавания, пускается в захватывающее путешествие по океану знаний. Хочется, чтобы на его пути не встретилось «рифов» и «подводных камней».

Отклонения в речевом развитии детей, поступающих в первый класс, носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребенка. Однако, в большинстве случаев, без оказания своевременной логопедической помощи они приводят к стойким специфическим ошибкам в письме и чтении (дисграфии и дислексии).

В свою очередь проблемы формирования навыков письма и чтения затрудняют усвоение программы по русскому языку, а также по другим школьным предметам. Это связано с тем, что именно речь является средством получения и выражения знаний. В результате учащиеся зачисляются в разряд неуспевающих.

Письмо и чтение являются сложными многоуровневыми психофизиологическими процессами, которые осуществляются в результате совместной деятельности зрительного, речедвигательного, речеслухового и общедвигательного анализаторов. Для успешного овладения навыками письма и чтения необходимо, чтобы у ребенка был в достаточной степени сформирован ряд речевых и неречевых функций: слуховая дифференциация звуков, правильное их произношение, языковой анализ и синтез, который включает фонематический анализ и синтез, слоговой анализ и синтез. У дошкольника должен быть сформирован анализ предложения на слова, сформированность лексико-грамматической стороны речи, высокий уровень развития зрительного и слухового анализа, синтеза, внимания, памяти (различных видов), пространственных представлений.

Несформированность какой-либо из указанных операций вызывает нарушение процесса овладения письмом и чтения, приводит к возникновению дисграфии и дислексии.

Овладение грамотой доступно 6-7летнему ребенку благодаря достаточному уровню его общего и речевого развития.
         Дети, поступающие в школу с нормально развитой речью, обладают определенной готовностью к анализу и синтезу звукового состава речи.
         Дети с фонематическим недоразвитием испытывают затруднения не только в различении звуков, но и в анализе звукового состава речи, с трудом овладевают грамотой. Учащиеся с несформировавшимся произношением на первых порах обучению чтению с трудом овладевают слиянием, а в дальнейшем читают медленно и с большим количеством ошибок. Письмо учащихся, имеющих недостатки произношения, резко отличаются от письма детей с правильной речью.

Самой распространенной ошибкой для детей с недостатком произношения является замена одних букв другими (звонких и глухих – п-б, т-д, к-г, ф-в, с-з, ш-ж, замена шипящих и свистящих – с-ш, з-ж, ц-ч, щ-сь и др.)
         Второй группой ошибок является пропуск букв, особенно часто пропускаются гласные буквы.

Детям с недостатками произношения сложно анализировать звуковой состав слова. Этим детям очень трудно выделять гласный звук из положения, после согласного звука. Ученик упорно не слышит гласный звук, входящий в состав прямого слога (па), даже при его протяжном произношении; на вопрос, какой второй звук в этом слоге, ответить не может.

Примерные ошибки:
МШ (МАША), ПСЫ (БУСЫ), КША (КАША), КУСК (КУСОК)
         Еще нередко встречаются перестановки букв, пропуск слогов, вставки лишних букв, полное искажение слов. Причиной всех этих ошибок является затруднение в анализе звукового состава речи.

Несмотря на то, что диагностикой и коррекцией речевых нарушений, безусловно, должен заниматься специалист, в силах родителей оказать своему ребенку посильную помощь при подготовке к школе.

На информационном стенде вы можете ознакомиться с играми, которые направлены на развитие психических функций, необходимых для успешного овладения письменной речью. Вы можете использовать эти упражнения для занятий с детьми 6-7 лет.

Занятия рекомендуется проводить систематически в игровой форме. Они должны быть кратковременными (10-15 минут). Затем их длительность можно увеличить до 25-40 минут. Родителям необходимо чутко реагировать на состояние ребенка (наличие у него интереса, утомления, изменения настроения) и в соответствии с этим регулировать продолжительность и содержание занятий.

Взрослый должен подробно объяснить ребенку задание и убедиться в том, что он правильно его понял. Можно предложить малышу самостоятельно выбрать то или иное задание и выполнить его. Это поможет определить степень познаний ребенка.

Задания, игры и упражнения могут быть придуманы вместе с ребенком в дополнение к тем, которые представлены ниже.

Очень важно, чтобы каждое начатое задание было выполнено ребенком до конца, а содержание «этапов» и их последовательность были понятны. Поэтому, создание дружеской, доверительной атмосферы во время занятий будет играть важную роль в усвоении обучающего материала.

Не забывайте хвалить ребенка – это также хороший стимул в работе. У ребенка появится настроение и желание заниматься.

Во время занятий будьте терпеливыми и старайтесь подчеркивать неповторимость, индивидуальность и творческое начало ребенка.

Позвольте пожелать Вам, уважаемые родители, успехов, и напомнить, что благополучие наших детей в наших руках.