Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie

ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Диалогическая речь у большинства детей с общим недоразвитием речи имеет специфические особенности. Их речевая продукция характеризуется недостаточной информативностью, бедностью словарного запаса, наличием аграмматизмов, нарушениями логической организации высказывания. Факторами, приводящими к выраженным трудностям организации диалога, являются недостаточное развитие речемыслительной деятельности дошкольников данного контингента, дефицит имеющихся у них знаний,  несовершенство реализуемых ими в ходе общения языковых средств, а также снижение мотивации и потребности в коммуникации.

Обозначим основные задачи коррекционной работы:

- развитие речевой активности и коммуникативных навыков;

- развитие восприятия речи;

- формирование умения самостоятельно планировать этапы и содержание предстоящей деятельности;

- развитие умения четко и последовательно излагать свои мысли и давать словесный отчет о проделанной работе;

- обогащение словарного запаса;

- формирование грамматического строя речи.

Учитывая содержание основных разделов языковой работы, назовем основные

принципы коррекционного воздействия:

  1. Работа над различного вида высказываниями, в том числе и предложениями неполного состава, характерными для разговорной речи детей с общим недоразвитием речи, должна отвечать требованиям планомерности и систематичности.
  2. Формирование диалогической речи осуществляется в ходе постепенного усложнения грамматической структуры предложения, расширения объема фраз и слов.

При обучении диалогу следует моделировать такие ситуации, при которых потребность в общении возникает естественным образом или создается преднамеренно. Ребенок должен знать, почему и зачем он говорит.

Для решения ранее поставленных нами задач коррекционной работы мы используем традиционные приемы, предложенные С.А. Мироновой для обучения детей в условиях различных дошкольных учреждениях. Перечислим их:

         показ и рассматривание предмета;

         выполнение действий с предметами;

         просьбы, поручения;

         повторение за ребенком слов, словосочетаний, предложений;

         вопросы-ответы;

         опосредованное общение через игрушку;

         многократное проговаривание речевого материала;

         комментирование действий.

Работу над диалогом надо начинать с ознакомления детей с основными понятиями по определенной теме, а также формирования у них умения отвечать на вопросы и задавать их. Овладение умением отвечать на вопросы является необходимым условием осуществления диалога.

Вопросно-ответная форма выступает в качестве типичной, но не единственной формой диалогического общения. Коммуникативной задачей вопроса является стремление побудить слушателя к сообщению неизвестного, получить новую информацию или подтвердить, уточнить имеющиеся сведения. Реплики в диалоге являются не только носителем информации, но и побуждают к ответному высказыванию, активизируя мыслительную и речевую деятельность партнера.

Ребенку с недоразвитием речи вопросно-ответная форма общения вполне доступна и поэтому использование ее на логопедических занятиях позволяет активизировать их речемыслительную деятельность. Диалоги, представляющие вопросно-ответные высказывания, могут являться подготовительными упражнениями, необходимыми для усвоения отдельных речевых моделей. Нарастающее усложнение вопросов позволяет ребенку постепенно научиться самостоятельно строить ответы на них. Учитывая речевые и мыслительные возможности детей с недоразвитием речи можно использовать различные виды вопросов с постепенным их усложнением. Наиболее сложными являются вопросы, направленные на объяснение событий действительности и предполагающие употребление элементов монолога в диалоге. Умение отвечать на такие вопросы дает основание считать, что усвоение знаний идет не на механическом уровне запоминания, а на уровне активной мыслительной деятельности, направленной на анализ, обобщение, классификацию, синтез и т.д. ("Какое время года тебе нравится и почему?").

В основу методических разработок, предложенных О.П. Гаврилушкиной, положено развитие речи в процессе повседневной жизни, сюжетно-ролевой игры, где особое значение автор придает ролевому поведению и эмоциям, на фоне которых происходит активное пополнение, обогащение и совершенствование вербальных и невербальных средств общения.

Высоко эффективным для овладения речевыми средствами коммуникации зарекомендовал себя прием работы с картинками со сменой позиции ребенка. С этой целью используются картинки с изображением бытовых, трудовых, игровых, изобразительных и конструктивных  действий детей. Перед ребенком ставится задача говорить от имени персонажа.

Оригинальной идеей данной методики является «комментированное рисование». Смысл его заключается в моделировании коммуникативной ситуации, центром которой является создание взрослым схематической зарисовки на тему, отражающую занятия детей (прогулки, игры, экскурсии, труда и т.д.), и организация общения детей между собой.

По принципу речевого общения строятся также занятия по ознакомлению детей со сказками, рассказами, художественными произведениями. Педагог рассказывает художественные произведения, сопровождая свои действия фигурками настольного кукольного театра, вводит большое количество примеров прямой речи (образцов).

В сюжетно-дидактических играх и играх-драматизациях интенсивно происходит процесс формирования синтаксической структуры детских высказываний, соотнесение языковых форм и конструкций с движениями и действиями ребенка, перевод неречевых средств общения (жестов, мимики, взглядов) в речевые, происходит освоение структуры текста в связном повествовании.

Выше описанная работа также позволяет отрабатывать грамматические формы родного языка, а именно согласование слов в роде, числе и падеже, склонение и наклонение всех членов предложения.

Необходимо помнить, что на первых этапах становления диалога детям оказывается большая помощь. Однако в дальнейшем ставится задача повышения уровня их самостоятельности в выражении мысли, в построении диалогического высказывания.